САЙТ
ОТРАДНЕНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ версия для слабовидящих
В обычный режим
Порядок
обжалования муниципальных правовых актов и иных решений принятых
администрацией Отрадненского сельского поселения Отрадненского района
Обжалование муниципальных правовых актов
В соответствии со статьей 251 Гражданского
процессуального кодекса Россиийской Федерации (далее — ГПК
РФ) гражданин, организация, считающие, что принятым и
опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом
органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их
права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации,
законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в
суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью
или в части.
Заявления об оспаривании нормативных правовых актов
подаются подается в районный суд по месту нахождения органа местного
самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой
акт.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта подается в письменной форме и должно содержать:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является
организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и
его адрес, если заявление подается представителем;
3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику,
если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором
сторон;
8) перечень прилагаемых к заявлению документов.
Заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у
него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.
В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса
электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения,
имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены
ходатайства истца.
К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается
копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с
указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот
акт.
Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не
приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
Обжалование решений, действий (бездействий)
Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие
(бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица,
муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и
свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд
или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти,
орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному
или муниципальному служащему.
Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27
ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его
жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления,
должностного лица, или муниципального служащего, решение, действие
(бездействие) которых оспариваются.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям
(бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц,
или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского
судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и
действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев
со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск
трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда
основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока
выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании
и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Обжалование муниципальных правовых актов, затрагивающих права и
законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности
Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и
законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам
искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным
кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ), с особенностями,
установленными в главе 23 АПК РФ.
В соответствии со статьей 29 АПК РФ арбитражный суд в порядке
административного судопроизводства рассматривает, возникающие из
административных и иных публичных правоотношений экономические споры и
иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами
предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения;
валютного регулирования и валютного контроля; таможенного
регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на
селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет
производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц,
товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов
интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;
антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования
банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности;
использования атомной энергии; государственного регулирования цен
(тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;
электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или)
иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и
управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных
фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации
деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на
розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в
иных сферах;
2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в
сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,
организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными
или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
3) другие дела, возникающие из административных и иных публичных
правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к
компетенции арбитражного суда.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с
заявлением о признании недействующим муниципального правового акта,
если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его
положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому
акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные
интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные
препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности
орган или к должностному лицу не является обязательным условием для
подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не
установлено иное.
Ст. 193 АПК РФ содержит требования к заявлению о признании нормативного
правового акта недействующим. Заявление о признании нормативного
правового акта недействующим должно соответствовать требованиям,
предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2,частью 3 статьи
125 АПК РФ.
В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа государственной власти, органа местного
самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый
нормативный правовой акт;
2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;
3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению,
нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;
4) название нормативного правового акта, который имеет большую
юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить
оспариваемый акт или его отдельные положения;
5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
6) перечень прилагаемых документов.
К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126
АПК РФ, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.
Глава 24 АПК РФ содержит положения о рассмотрении
дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий
(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,
иных органов, должностных
лиц.
Согласно ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании
затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений
и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам
искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями,
установленными в главе 24 АПК
РФ.
Производство по делам об оспаривании ненормативных
правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного
самоуправления, должностных лиц возбуждается на основании заявления
заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о
признании недействительными ненормативных правовых актов или о
признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных
органов и лиц.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане,
организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с
заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов,
незаконными решений и действий (бездействия) органов местного
самоуправления, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый
ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не
соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают
их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо
обязанности, создают иные препятствия для осуществления
предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может
быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда
гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных
интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по
уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен
судом.
Заявление о признании ненормативного правового акта
недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно
содержать:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению
заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие
(бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта
недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения:
1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие
направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления
и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в
деле, отсутствуют;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в
установленных порядке и в размере или право на получение льготы по
уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении
отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;
6) копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;
7) документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного
досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или
договором;
8) проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор;
9) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или
единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с
указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и
ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального
предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в
качестве индивидуального предпринимателя или иной документ,
подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых. Такие
документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня
обращения истца в арбитражный суд.
Внесудебный порядок обжалования.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.05 2006 №
59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации» гражданин вправе обращаться с жалобой на принятое по
обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением
обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Внесудебный порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц
администрации Отрадненского сельского поселения, осуществленных ими при
рассмотрении устных или письменных обращений граждан и принятии по ним
решений, установлен Административным регламентом исполнения
муниципальной функции рассмотрения обращений граждан в администрации
Отрадненского сельского поселения, утвержденного постановлением
администрации Отрадненского сельского поселения Отрадненского района от
27 мая 2010 года № 256, а так же административными регламентами
предоставления муниципальных услуг.
В части досудебного обжалования заявители имеют право обратиться с
жалобой лично (устно) (в установленные часы приема) или направить
письменное предложение, заявление или жалобу (далее - письменное
обращение) по почте в адрес администрации Отрадненского сельского
поселения Отрадненского района.
При обращении заявителей в письменной форме срок рассмотрения
такого обращения не должен превышать 30 дней с момента его регистрации.
Заявители в своем письменном обращении указывают:
- наименование органа, в который направляется письменное обращение,
либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо
должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество
(последнее - при наличии), полное наименование для юридического лица,
почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о
переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или
жалобы, ставит личную подпись и дату;
- наименование должности, фамилия, имя и отчество сотрудника,
должностного лица, решение, действие (бездействие) которого обжалуется
(при наличии информации);
- суть (обстоятельства) обжалуемого действия (бездействия), основания,
по которым заявитель считает, что нарушены его права и свободы или
законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно
возложена какая-либо обязанность;
- иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявители
прилагают к письменному обращению копии документов и материалов.
По результатам рассмотрения обращения должностным лицом принимается
решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в его
удовлетворении.
Если в результате рассмотрения жалоба гражданина на действия
(бездействие) или решение должностного лица признается обоснованной,
принимается решение о применении мер ответственности, установленных
законодательством, к должностному лицу, допустившему нарушения в ходе
исполнения муниципальной функции.
Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий
(бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц
также регулируется Законом Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1
«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и
свободы граждан».